Цифровые решения и бесплатная юридическая помощь — в фокусе круглого стола Общественной палаты

В России более 3,3 млн граждан имеют право на оказание бесплатной юридической помощи (БЮП). Это люди, которые в силу сложившейся жизненной ситуации могут получить такую форму поддержки от государства: дети-сироты, инвалиды первой и второй группы, граждане, у семей которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Развитие системы оказания БЮП на фоне цифровизации немыслимо без использования преимуществ современных технологий. Внедрение новых цифровых решений, лучшие федеральные и региональные практики оказания бесплатной правовой помощи, а также совершенствование правовых механизмов в этой сфере обсудили 22 мая на круглом столе «Цифровая трансформация системы бесплатной юридической помощи» в Общественной палате РФ. В мероприятии приняли участие представители Министерства юстиции РФ, Минэкономразвития, адвокатуры и нотариата.

Принимая во внимание удаленность и протяженность регионов страны, цифровые решения могут способствовать реализации конституционного права граждан на получение бесплатной правовой помощи, заявил зампредседателя комиссии Общественной палаты по общественной экспертизе законопроектов Александр Терновцов во вступительном слове.

Активным участником системы оказания бесплатной юридической помощи является нотариат, указал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Российский нотариат уже несколько лет развивает электронную информационную инфраструктуру, направленную на правовое просвещение и оказание бесплатной консультационной помощи гражданам. Речь идет, в частности, о портале Федеральной нотариальной палаты notariat.ru, где можно быстро найти информацию о нотариальных действиях или воспользоваться бесплатными сервисами по проверке юридически значимой информации. Также работает мобильное приложение «Нотариат. РФ» и линия правовой помощи ФНП, куда с вопросом, касающимся работы нотариусов, может обратиться любой желающий. «Внедрение цифровых решений в сфере оказания бесплатной юридической помощи — важное направление работы, которое поможет повысить эффективность и доступность такой поддержки», — подчеркнул президент ФНП.

Директор департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции РФ Роман Рябый рассказал о развитии проекта информационной системы «Правовая помощь», а также портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи вправе.рф. Спикер сообщил, что число зарегистрированных обращений к системе превысило 75 тысяч с момента запуска пилота в 10 регионах в конце 2022 года. С помощью портала можно получить сведения о необходимом законе, актуальную правовую информацию, сформировать первичное обращение при помощи бесплатного «конструктора документов». Работу системы планируется распространить на всю страну, отметил Рябый.

Отдельное внимание на круглом столе было уделено вопросу повышения уровня правовой культуры. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб отметил важность работы по популяризации обращения за правовой помощью и высказал мнение, что ответственность и задача по построению единой системы бесплатной юридической помощи должны лежать на адвокатуре и нотариате.

По мнению директора правового департамента Минэкономразвития Льва Гершанка, из-за высокого темпа цифровизации актуальным становится вопрос о создании единой среды оказания бесплатной юридической помощи. Помимо платформы, которая разрабатывается Минюстом, активно развиваются информационные системы ФНП, ФАП, Минэкономразвития, указал Гершанок. «Полагаем, что нужно переходить к этапу, когда мы должны вырабатывать совместные правила обмена информацией, чтобы в дальнейшем создать возможность интеграции систем между собой», — подчеркнул спикер. В единую систему бесплатной юридической помощи должны быть включены все участники: госструктуры, адвокатура, нотариат, государственные юридические бюро, некоммерческий сектор, согласен вице-президент Федеральной палаты адвокатов Сергей Зубков. Это позволит эффективно распределить большой поток обращений.

Все цифровые сервисы по получению полезной юридической информации должны только приветствоваться, заявил нотариус города Москвы Александр Сагин. Однако важно понимать, что такое ускорение чревато рисками на этапе принятия серьезных решений — например, при заключении сделок купли-продажи или оформлении кредита онлайн, указал он. «Ускорение должно быть оправданным: человек должен быть хорошо проинформирован, чтобы мошенники не смогли воспользоваться его наивностью или отсутствием каких-либо знаний», — заключил Сагин. Нотариальное удостоверение сделки позволяет свести к минимуму все риски ее участников, обезопасить добросовестных граждан от действия мошенников и что особенно важно — обеспечить достоверность данных государственных реестров. Именно нотариус по закону обязательно выполняет большую разъяснительную работу, в деталях рассказывая заявителям обо всех нюансах сделки и ее последствиях.

Замдекана факультета общественного здоровья «Российский государственный социальный университет» Антон Островский, в свою очередь, предложил в перспективе рассматривать медиацию как один из видов юридической помощи. А преподаватель кафедры практической юриспруденции МГЮА Валерик Галстян поднял на обсуждение вопрос о негосударственных участниках системы бесплатной правовой помощи: в частности, юридических клиниках при университетах. На круглом столе также выступил основатель платформ автоматизированных юридических услуг Дмитрий Большаков.

По итогам мероприятия будет сформулирована резолюция для профильных ведомств, министерств и общественных организаций. Федеральный закон о бесплатной юридической помощи действует в России с 2011 года. За время его действия в него несколько раз вносились изменения, часть из них касалась расширения категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной правовой помощи.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/cifrovye-resheniya-i-besplatnaya-yuridicheskaya-pomosh-v-fokuse-kruglogo-stola-obshestvennoj-palaty-2405